НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.08 08:59. Заголовок: ИНТЕРНЕТ И ЛИТЕРАТУРА


ИНТЕРНЕТ И ЛИТЕРАТУРА

Участвовал в очередном заседании дискуссионного клуба филологического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета «Современность сквозь призму литературы» (ведущий Георгий Медведев). Обсуждалась проблема «Интернет и современный литературный процесс».
Выступил писатель Александр Житинский. Он рассказал об опыте своего издательства «Геликон плюс». Александр Николаевич находит интересных авторов, в частности через Живой Журнал, и предлагает им издать свои произведения в печатном виде ограниченным тиражом, хотя бы даже в одном экземпляре. Этот опыт является самым передовым. Читатель получает бумажное издание заинтересовавшей его книги в считанные дни, а то и часы. Александр Николаевич полагает, что необходима и печатная книга, и литература в интернете.

На мой взгляд, сегодня наряду с печатной литературой существует новый феномен – интернет-литература. Это современный «андеграунд». Именно там рождаются новые уникальные таланты. Интернет-литература присутствует в общественной жизни как самодостаточное явление наряду с официально признанной бумажной литературой. Это два разных явлений, которые пересекаются, но никогда не совместятся.
Интернет-литература – это «бомба» в «обойме» официально признанных авторов!
Некоторые авторы интернет-литературы никогда не захотят печататься. Они творят бескорыстно, не ради тиражей и гонораров, а ради понимания; они не требуют отчислений за каждую электронную публикацию, как некоторые «звёздные» авторы из официально признанной «обоймы».
Да, авторы интернет-литературы не профессионалы, – но в этом их преимущество перед авторами из «обоймы».
Пока что «обойма» не хочет признавать интернет-литературу, как в своё время члены союза писателей не признавали авторов «андеграунда». Но недалеко то время, когда кризис сделает невыгодным массовое книгопечатанье, и тогда наконец победит бесплатная, всем и всегда доступная интернет-литература.

Писатель Александр Житинский полагает, что издавать книги нужно такими тиражами, которые продаются и прочитываются. Бывает, что чем хуже книжка, тем больше читателей у неё находится.

Мой вопрос к Александру Житинскому состоял в следующем. Сегодня существует две тенденции в литературе: официальная (печатная) и литература в Интернете. Какая литература является более истинной с точки зрения соответствия духу времени и перспективам развития? Ведь не секрет, что печатная литература почти монополизирована ведущими издательствами, которые создали ещё и сеть своих книжных магазинов. Причём в своих книжных магазинах они торгуют только своей продукцией. Чтобы человеку издаться, нужно продаться издательству, что называется «с потрохами», то есть подписать «кабальный» издательский договор с передачей всех исключительных прав. Таким образом, книга превращается в продукт, который издательство может использовать по своему усмотрению без учёта мнения автора.
А.Н.Житинский ответил косвенно, согласившись, что рок-культура 70-80-х годов прошлого века не была официально признана и даже была частично запрещена, однако именно в ней проросли такие будущие таланты как Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой и другие.
Также Александр Житинский согласится, что современный копирайт (авторское право) является тормозом на пути книгоиздания и книгораспространения.
Мне приятно было услышать, что Александр Николаевич разделяет мою позицию: в электронных библиотеках должны находиться в свободном доступе все печатные издания! А то ведь некоторые писатели требуют денежных отчислений не только с печатного тиража, но и с каждого экземпляра электронного издания.

Я бы хотел также отметить, что Интернет как новое средство коммуникации меняет мышление.
«Наши письменные принадлежности участвуют в формировании наших мыслей».
В своё время печатная машинка изменила стиль Фридриха Ницше (и не только его). Изложение стало более афористичным, телеграфным.
Лично я пользуюсь компьютером только при редактировании написанного. Основное же пишу ручкой на бумаге. Причем выражение мыслей часто зависит от качества ручки и от качества бумаги, а не только от эмоционального состояния и положения в пространстве (например, в ванне или на природе).

«Мы не только то, что мы читаем, но и как мы читаем»!
Стиль чтения в Интернете быстрый, ознакомительный, поверхностный и потому малоэффективный.
При чтении в Интернете уменьшается возможность концентрироваться и созерцать, собственно мыслить. Общение сводится к обмену репликами, хохмами, приколами. Вдумчивое длительное чтение практически невозможно. Соответственно, и мышление становится отрывистым, беглым. Пост это уже не статья. А смайлы всё более вытесняют трудность выражения чувств словами.

Я всегда не просто читал книгу, а прорабатывал её – в процессе чтения у меня возникали собственные идеи, ассоциации, мысли. Глубокое чтение приводило к глубокому размышлению. В Интернете это почти невозможно.

В Интернете мы не столько читаем, сколько знакомимся с информацией. И это формирует определённую специфику восприятия и усвоения текста, вплоть до изменения работы мозга.
Причём, часто эта информация представляет собой лавину, в которой отыскать смысл совершенно невозможно. Внимание сосредотачивается на заголовках, аннотациях, текст прочитывается по диагонали.
На экране монитора часто мигает сразу несколько текстов и картинок, мешая сосредоточиться на прочтении интересующего текста. Внимание становится рассеянным.

Нетрудно заметить, что развивать рассеянное внимание экономически выгодно для владельцев Интернет-ресурсов – они получают больше возможностей для размещения платной рекламы.
С помощью информации происходит манипулирование сознанием.

Прочитал как-то в Интернете, что компьютер влияет на изменение мозга, перепрограммирует нас. Интернет влияет на когнитивные способности человека. Не задействуется способность интерпретировать текст, создавать богатые ментальные ассоциативные связи.

В своё время Сократ сожалел о развитии письменности. По его мнению, это приводит к тому, что люди много знают, но перестают при этом понимать то, что знают, – многознание не есть мудрость!
Философ А.Г.Дугин на недавней конференции «Дни петербургской философии 2008» говорил о том, человек информационного общества владеет информацией, но не владеет её смыслом. Информация – это знание, лишённое смысла. Информационный человек исчезает из культуры.

Но как и в любом явлении, здесь есть свои положительные стороны. Особенности чтения в Интернете требуют писать лаконично, выражаться чётче и конкретнее. Поэтому я пишу абзацами не более двух страниц, сопровождая текст видеороликом по теме поста. Известно, что самое главное можно сказать (и показать) не более чем за десять минут. Я некоторое время сотрудничал сразу с несколькими газетами и журналами, и освоил приёмы журналистики.

Всем известно, что чтение с экрана затруднительно – глаза устают. Экран монитора предназначен скорее для видео, чем для прочтения больших текстов. На смену тексту всё более приходит видео.
А вот уметь выразить в видеоконтенте свои мысли значительно труднее, и владеют этим немногие. 3-5 минутный видеоролик могут просмотреть за день от тысячи до пяти тысяч человек и более. У меня были случаи, когда мой видеоролик за день просмотрели почти пять тысяч человек!
Видеоролик обладает несомненными преимуществами перед тексом. Во-первых, смотреть гораздо приятнее и легче, чем читать текст. Во-вторых, видеоролик позволяет более объёмно выразить не только свои мысли, но и чувства через изображение и музыку. А если в ролике используются ещё и спецэффекты, то это делает послание ещё более впечатляющим.
Уверен, будущее за видеоконтентом! Лично я уже освоил эту технологию, и практически каждый пост сопровождаю видеороликом, что делает текст статьи более убедительным.

Но не скажу, что время больших текстов прошло. Я вижу как бы две тенденции: первая – лаконичные видеопослания в Интернете, и вторая – большие тексты напечатанных романов, которые позволяют погрузиться в мир автора и создавать вместе с ним работой собственного воображения как бы новые общие смыслы.

Известно, что кино навязывает зрителю авторское воображение, тогда как книга развивает у читателя собственное. Он как бы сам достраивает и представляет то, что писатель пытается ему передать с помощью слов. Но это уже не образы автора, это смыслообразы читателя.

Моя задача не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Тайну. И для меня счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл я. Я хочу помочь человеку задуматься, создаю пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

Желающие прослушать доклады и дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/A0PBIG
Чтобы прослушать в формате MP3, нужно переконвертировать файл. Конвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe

ИНТЕРНЕТ – это инкубатор новой русской литературы!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ