НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.07 10:10. Заголовок: Мистика судьба


Программу с данным названием ("Мистика судьбы") ведёт член Невского Клуба Интеллектуалов, профессор кафедры русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургского университета Борис Валентинович Аверин.
Данную программу показывают по телеканалу "Культура" в четверг 23.00.
В последней передаче, в частности, прозвучали следующие интересные высказывания:
" Поэты говорят: случайность - это проявление божественного замысла, закономерность - это то, что мы вносим в наше понимание мира. Глубинная закономерность внешне проявляется в случайности. И случайность оказывается гораздо интереснее и гораздо точнее отражает мифологическую историю города, чем те видимые закономерности, которые мы пытаемся открыть, и на которых мы настаиваем, и которым властно противоречит воля, знание и интуиция художника".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.07 23:17. Заголовок: Re:


Мистика судьбы. ЯСНОВИДЕНИЕ Владимира Набокова

Владимир Даль определяет ясновидение как чувственное распознавание в магнетическом сне неведомого и недостижимого чувства человека в обычном их состоянии. Вряд ли Набоков определил своё состояние как магнетический сон, это другое. Ясновидение подобно вдохновению, а вдохновение подобно ясновидению. Художник вообще ясновидец. Он должен видеть в мире то, что мы – читатели - ясно не способны видеть. Это, наверное, единственный случай в мировой культуре, когда то, что видится очами внутренними даётся как видение очами внешними.
«В ту минуту я достиг высшего предела человеческого здоровья». Это самое простое определение мистики. Это высший возможный предел человеческого здоровья. Те люди, которым не свойственны мистические видения, по Набокову, немного больны.
Традиционный ход – что взрослые – это изгнанники из детского рая, это абсолютно не набоковская тема. Дело в том, что рай никогда не исчезает. Мы не изгнанники из детства. Этот рай всегда живёт с нами, и не только живёт, но и всё больше, точнее и явственнее проявляется. Через это детство я чувствую жизнь иначе, я всё время открываю его заново, и всё глубже и глубже. Детство не исчезло, мы не изгнанники, мы живём в этом детстве. Если мы утратили это впечатление, то тогда мы вообще изгнанники.
У Набокова есть излюбленный образ – метафора человеческой жизни. Это образ ковра. Представим себе ковёр с орнаментом, узором. С внешней стороны мы можем иногда даже прочесть этот узор, почувствовать, что он обозначает. И ковёр, когда мы смотрим на него с внутренней стороны, это совсем другое. С внутренней стороны мы видим узелки, пересекающиеся линии. И основное что мы видим, это хаос – бессмысленное переплетение узлов и линий. Вот так и наша человеческая жизнь. Когда мы смотрим в прошлое, то мы видим множество событий, встреч. Они не связаны между собой, разорваны во времени, и не представляют собой чаще всего никакого осмысленного движения. Скорее всего, смысл мы начинаем ощущать или понимать, когда придумываем какую-нибудь концепцию собственной жизни. Так вот Набоков говорит и часто описывает в своих произведениях, что надо уметь посмотреть на свою жизнь так, чтобы эти разрозненные линии и узла соединились в то, что
можно назвать судьбой человека, то есть его предназначением. Имеется ввиду, что наша жизнь не есть только произведение нашей собственной воли, результат это воли, а есть что-то такое, что мы должны исполнить. И вот, внимательно вглядываясь в узоры своей жизни, проникая, как пишет Набоков, «с контрабандой настоящего в прошлое», он вдруг каким-то особым ясновидением (а ясновидение для него синоним вдохновения) вдруг начинает различать чёткий повторяющийся узор, потому что орнамент и состоит из многих, но повторяющихся элементов, узор своей жизни. И тогда получается, что какие-то мелочи, не имевшие никакого значения в его жизни, вдруг становятся значимыми. За явным узором проступает тайный мистический узор судьбы. И это все чувствуют. На этом стоит вся мировая литература, начиная с Эсхила с его «Эдипом», и заканчивая Тарковским, который пишет: «когда судьба идёт по следу как сумасшедший с бритвою в руке».
Есть явная судьба, которую можно отразить в анкете. Но есть и иная. Изгнанник не может долго жить даже в уютном доме. Вечный странник – а мы знаем, что каждый в мире странник! – это действительно самое горькое и самая провидческая роль. Не зря «вечный жид» и «вечный странник» это постоянный образ в мировой литературе. Это мистическая судьба, и её так просто не объяснишь. Его изгнанничество – это его судьба, которая ему предназначена.
Есть блаженство в изгнании, как говорил Набоков, блаженство духовного одиночества.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ