НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.07 15:55. Заголовок: Жизнь до рождения


Вячеслав Иванов «Младенчество». Жизнь до рождения.

Передача из цикла "Мистика судьбы". Ведущий - члена Невского Клуба Интеллектуалов, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ Борис Валентинович Аверин.

Когда я впервые прочитал Вячеслава Иванова, я не понял ни одного слова, и подумал, на каком языке это написано. Прошло много лет, прежде чем стало ясно, что если я не вспомню свой мистический опыт, я никогда не пойму этого автора.

Смысл искусства, по Вячеславу Иванову, заключается в том, что искусство должно привести нас к осознанию того, что мир реальный, в который мы живём, он не единственный, есть другой мир, тот, о котором Достоевский сказал, что корни наших чувств в мирах иных. Вот эти миры нужно почувствовать. Но чтобы эти мира показать, и читатель и зритель почувствовал бы эти миры, искусство должно быть очень точным. Оно должно зеркально отражать мир, но не только. Не только зеркало, но и призма, которая преломляет мир, которая позволит нас за обычным белым цветом увидеть радугу. Житейский смысл в том, что, если я наконец почувствовал существование и реальность этих миров иных, то я иначе воспринимаю жизнь, я всё воспринимаю иначе. Появляется дополнительное измерение, которое делает эту жизнь осмысленной и прекрасной.
Стих, обращённый к художникам.

Вы, чьи резец, палитра, лира согласных муз одна семья,
Вы нас уводите от мира в соседство инобытия.
И чем зеркальней отражает кристалл искусства мир земной,
Тем явственнее нас поражает в нём жизнь иная, свет иной.
И про себя даёмся диву, что не заметили досель,
Как ветерок ласкает ниву и зелена под снегом ель.


У человека есть стадия восхождения (когда восходит к высшим сферам, приближается к Богу). Вот я приблизился и понял, что Он есть. А теперь нужна стадия нисхождения. Творчество и жизнь это стадия нисхождения, где получив эти знания, ты должен эти знания каким-то образом окунуть в мир. Это трудно. Но истину он не вещал на самом деле. Истина не формулируется. Истина не должна быть явной.

Создаётся впечатление, что люди, подобные Вячеславу Иванову, они не учат предмет - они вспоминают.

Для Вячеслава Иванова наше сознание представляет собой многослойный полимпсест (пергамент, на котором поверх написанного текста записывается новый). Самый верхний слов это то, что называют «рациональное сознание», то, что формулируется, хорошо понимается. Затем идёт слов менее чёткие, менее яркие. И Вячеслав Иванов ставит себе в поэме задачу, пройдя через многие слои текста, добраться до первоначального слоя, до самого первого – того слоя, который человек вообще не может восстановить. Но задачу он ещё и усложняет: и вот этот первый текст нужно стереть. Для того, чтобы прикоснуться к тому, чему очень трудно найти определение, и можно сказать, что это мировое сознание, сознание Бога, мировая душа, к тому, что есть «чистое сознание».

Маргарита Сабашникова (жена Волошина) сказала Вячеславу Иванову: «в ваших стихах я чувствую космическую, потустороннюю жизнь деревьев, которые соприкасаются с пространством, осязают пространство». Круг людей, которые его понимали, был узким.

Соединение трезвого практического рационального взгляда на мир с мистическими глубинами, это и есть русский национальный характер по В.Иванову.

«От меня до младенца расстояние маленькое. От младенца до рождения невероятное расстояние. Но от рождения до зачатия – пучина» (В.Иванов)

«Я часто склоняюсь пытливой мыслью к этому подлиннику – а именно, в обратное ничто. Так туманное состояние младенца мне всегда кажется медленным выздоровлением после страшной болезни, удалением от изначального бытия, приближением к нему, когда я напрягаю память до последней крайности, чтобы вкусить этой тьмы и воспользоваться её уроками ко вступлению во тьму.»

У нас у всех была вечность до рождения, и ждёт вечность после рождения. Но психологически интересно, что вечность после смерти нас пугает. Вечность до рождения нас не смущает.

В младенчестве, по В.Иванову, душа многое помнит. Нам нужно вернуться к младенческому восприятию мира. Младенец знает больше, дети знают больше. Иначе, если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное. Ну хотя бы по тому, что для детей мир есть тайна, дети ближе к этому таинственному состоянию мира. А когда мы вырастаем, то мир становится вроде бы объясним, и потому не интересным.

Страшное начало демоническое, судя по всему, есть в каждом человеке. И в Вячеславе Иванове это было. Я должен прежде всего победить себя. Ведь если я с этим светом, который получил наверху, смогу что-то сделать со своей душой, то мир изменится. Другого способа нет. Нет, есть способ внешнего изменения мира: я его переделаю и перестрою. Но переделывая и перестраивая со своей душой, которая далеко не просветлена, не наломаю ли я дров, не сотворю ли я чего-нибудь ужасного. И вот вся история человеческая она и говорит, что переделывая и усовершенствую мир, мы такое страшное творим. Мы не чувствуем пути всего сущего, цели бытия. Меняем ли внешнее, а что страшнее – душу ближнего перевоспитать хотим. И это самое страшное.

Кроме нашего сознания в мире существует более высокое, которое в мировой культуре называется «божественным».
Человек всё-таки способен преодолеть границу между своими чувствами и переживаниями и божественным началом. Преодолевается эта попасть благодаря любви, или нравственному поступку, или творчеству. И это называется мистикой любви, мистикой добра, мистикой памяти и мистикой искусства.


КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Роман Виктюк.
Чтобы придти к пониманию той истины, к которой нужно идти всю жизнь, но можно и не придти, я это возвышение своего духа, а не принижение его. В Евангелие говорится, что в царствие небесное последние (то есть дураки) придут первыми, а первые (умные) придут последние. Архетип «дурака» что обозначает в культурном пространстве? Мне кажется, что назначение дурака в том, чтобы быть наглядным примером, что ни ум, ни учёность, ни воля, ни суета в этой жизни ничего не значат. Это наглядный пример того, что дурак не принимает контролирующий рассудок, который оттягивает и мешает восприятию высшей истины. А высшая истина приходит только тогда, когда есть такое счастливое совпадение, когда сознание как бы отодвигается в сторону, а душа находится в таком состоянии, которое называется «пассивное», но пассивность восприимчивая, активная. И тогда лень дурака возводится в высшую степень неделания. И тогда это неделание есть дорога для победы Русские «обломовы», которых называли дураками, они отличаются отсутствием суеты, тончайшим аристократизмом и отсутствием воли. И им не стыдно было, что их называли дураками. Потому что они внутри своё я возвысили к восприятию и приходу истины. Великий философ Розанов сам себя называл дураком. Он сказал: я никогда в жизни никогда не делал выбора, потому что я дурак. Достоевский сказал: в эту великую пустоту неделания опустится Бог и откроется истина. И истина открылась. Будьте детьми, и войдёте в царствие небесное. Детство это самая высокая форма бытия, это игра, это колесо, которое крутится само по себе, это святое «да» мира. Ребёнок никогда не говорит миру «нет». И дурак это услышал. Кто из вас может одновременно смеяться как ребёнок и быть возвышенным. Спроси у Ницше и ответь: дурак ребёнок, которому не стыдно, что он дурак.
(конец цитаты)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ