НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.09 07:37. Заголовок: Если начать жить назад


ЕСЛИ НАЧАТЬ ЖИТЬ НАЗАД

Желание повернуть жизнь вспять, начать молодеть вместо того чтобы стареть, – такое желание возникало почти у каждого. Многие мечтают, чтобы возраст изменялся «как до нашей эры» – чем дальше, тем меньше.
Поэтому фантастический сюжет, показанный в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона», не удивил. Идея, почерпнутая из рассказа Скотта Фицджеральда, напоминает «Шагреневую кожу» и «Эффект бабочки». Хочется заставить часы идти назад, если не объективное время, то хотя бы время субъективное.

Фильм режиссёра Дэвида Финчера «Загадочная история Бенджамина Баттона» не отличается особенной философией. Чувствуется, что над сценарием фильма в разные годы работали три разных сценариста. Инсценировки военного Мурманска с американскими барами и отелем «Зимний дворец» кажутся предельно смешными. Можно смело начинать смотреть фильм с середины, поскольку именно со второй половины развивается сюжетная интрига.

То, что данный фильм выдвигается на «Оскар», лишний раз доказывает падение уровня премии на фоне роста её престижности. Уже никого, похоже, не смущает получить статуэтку, извлечённую из мусорного бачка, как это было с присуждением премии фильму «Красота по-американски».

На Новый год я получил восхитительный подарок – коллекцию старых голливудских фильмов с участием Греты Гарбо, Риты Хэйворд, Вивьен Ли¸ Марлен Дитрих. Они не стареют! – я имел в виду кинокартины.
Да, прошли времена, когда фильм можно было слушать (как, например, «Гильда» с участием Риты Хэйворд) – настолько великолепны там диалоги! И мораль!

Ни одна женщина не хочет видеть процесс своего увядания. Нет худшей бестактности, чем говорить женщине о её возрасте, а тем более показывать, как она стареет.
Что будет чувствовать женщина, если её избранник, который старше на двадцать лет, вдруг начнёт молодеть?

Молодая Кейт Бланшетт выглядит угасающей звездой на фоне молодеющего Брэда Питта, который, наверное, потому и согласился на эту роль, чтобы все вспомнили, каким он был красавчиком в двадцать лет.
Удивило только, как во всё более молодеющего героя Брэда Питта не влюбилась его собственная дочь. Хотя интрига фильма и подталкивала к тому. Я лично ждал, что Джулия Ормонд (исполняющая роль дочери) вдруг неожиданно узнает из рассказа своей матери и записок своего отца, что её возлюбленный оказался её папой. Судя по тому, как волновалась героиня Джулии Ормонд, возможно, что-то и было. Ведь устоять перед красавчиком Бредом Питтом не смогла даже Анжелина Джоли.

Можно ли повернуть время вспять и что-то исправить в своей жизни?
Такая идея приходила в голову и мне. Вот только не родиться стариком и молодеть, а просто начать свою жизнь сначала, помня об уже пережитом.
У Скотта Фицджеральда всё наоборот: тело молодеет, а душа стареет.
Честно говоря, такое трудно представить, особенно на фоне стареющих телом сверстников.

Можно ли исправить ошибки, если начать жизнь сначала?
Можно ли изменить нашу жизнь, если вернёмся назад?
Моя жизнь предопределена?
Можно ли сказать судьбе «нет»?
Существует ли судьба? И что есть судьба?

«Не воспринимайте жизнь слишком серьёзно, – говорят некоторые. – Вы всё равно не выберетесь из неё живым».
Но когда я смотрю молодеющего семидесятилетнего Андрона Кончаловского, или на нестареющего «товарища Саахова» (девяностолетнего Владимира Этуша), или на танцующего девяностолетнего Владимира Зельдина, на неувядающую Люсю Гурченко, мне начинает казаться, что для них время повернуло вспять, и старею только я. Я ведь помню их ребёнком по фильмам «Кавказская пленница», «Свинарка и пастух», «Карнавальная ночь».

Сейчас стало модным быть молодым. Наверное, потому нет почтения к старости. У нас исчез культ «старца», уважение к пожилым людям.
Всё для молодых. В юности я призывал к этому, сейчас мне это кажется несправедливым.
Быть молодым, это, конечно, хорошо. Но куда важнее соответствовать своему внутреннему возрасту.

Главное изменение происходит в душе, а возраст измеряется состоянием души!
Многие престарелые люди мне говорили, что душа не стареет, и даже в семьдесят пять лет они ощущают себя тридцатипятилетними.
Важно не то, что ты есть, а каким себя ощущаешь и каким кажешься окружающим.
Каким себя человек представляет, в большей степени влияет на него и на окружающих, – видимость оказывается важнее сути!
Современные психологи говорят, что наша жизнь состоит на 10% из того, что нас окружает, и на 90% из нашего отношения к этому.

Меня ещё в школе называли «стариком» по моему отношению к жизни. И до сих пор у меня сохраняется ощущение, что я ещё не достиг возраста своей души.
Иногда мне снится, что вот я проснусь и надо идти в школу, жизнь начнётся с начала, я вернусь в детство, но не забуду пережитого. Как я буду жить с сознанием пройденного пути? захочу ли изменить что-нибудь в прожитом?

Не думаю, что многие захотят начать жизнь назад. Тот, кто удовлетворён прожитой жизнью, и тот, кто абсолютно не удовлетворён, вряд ли пожелают начинать жизнь сначала.

Идея поворота времени в рассказе Скотта Фицджеральда не имеет философской законченности, она всего лишь фантазия. Это даже не «вечное возвращение» Фридриха Ницше. Поэтому и фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона» не кажется убедительным.

Конечно, «для настоящего писателя каждая книга должна быть началом, новой попыткой достигнуть чего-то недостижимого. Он должен всегда стремиться к тому, чего ещё никто не совершил или что другие до него стремились совершить, но не сумели». В этом трудно не согласиться с Э.Хемингуэем.

Задача искусства состоит не в том, чтобы доказать бессмертие души, а в том, чтобы люди в это поверили!

«Писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью – или с её отсутствием», – писал Эрнест Хемингуэй. – «Из того, что знаешь, и из того¸ что было, и из того, что есть, как оно есть, и из того, чего ни при каких обстоятельствах не знать не можешь, ты творишь – не изображение, не копию, а нечто гораздо более истинное, чем всё истинное сущее, и ты даёшь этому жизнь, а если ты хорошо сделал своё дело – то и бессмертие».

«Не вижу роковых ошибок, но вижу свою судьбу, которая подобна дороге, на которую вступил в определённое время, и с которой в определённый момент сойду. Я иду, восхищаясь, негодуя и удивляясь, и всё предопределено: и мой путь, и я, и то, как я пройду этот путь. И свернуть невозможно.
Если хочешь — пожалуйста, исправляй свою жизнь. Только мог ли ты поступить иначе? Нет. Иначе мог поступить кто-то другой, но не я, потому что это я.
Нечего исправлять. Нет ошибок, есть судьба моя. Исправить ничего невозможно, можно лишь начать новую жизнь.
Даже то, о чём сожалею, я не хочу вычеркнуть из своей жизни, ибо это было мне необходимо.

Можно ли было пойти другим путем? Да, выбор был. Но был и я. И этот я не мог пойти в другую сторону, но только туда, куда не мог не пойти. Я шёл не вместе со всеми, я шёл сам по себе. И каждый раз выбирал не просто дорогу, каждый раз я выбирал себя. А значит, выбор мой был предопределён тем, каков я есть — моим характером. Я всегда чувствовал, что выбор это иллюзия, и решение моё предопределено. Я никогда долго не раздумывал, и даже сейчас не сомневаюсь, что поступил бы точно также. Значит, всё предопределено, и нет ошибок, а есть судьба?
Я всегда чувствовал, что судьба моя предопределена, и я только вспоминаю заботливо стёртое из памяти. И это странное ощущение, что "всё будет"... Оглядываясь назад, вижу, насколько неслучайны были мои предпочтения, поступки, решения. Но не они определили мою жизнь, а мой характер определил выбор этих решений.
Но это предчувствие судьбы не создаёт безволия, напротив, наполняет душу радостью и ощущением свободы.
Я поступаю не произвольно, а так, как мне хочется, наилучшим возможным для себя образом. И пусть кто-то говорит, что можно поступить иначе. Можно. Но не для меня. Иначе это буду уже не я, и это будет не моя судьба.

Хочу ли я судьбы иной? И что было бы, если бы я от неё отказался? Наверное, я бы сожалел. А так ни о чём не жалею — вот что главное!
Я не хочу судьбы иной. Благодаря любви я стал другим. Я понял то, чего без переживания любви никогда понять бы не смог. Мне нужен был опыт, свой опыт любви и страдания. И я не боялся страдания, потому что хотел любить!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

А ВЫ БЫ ХОТЕЛИ НАЧАТЬ ЖИЗНЬ С КОНЦА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ