НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.09 10:28. Заголовок: Есть ли в России нравственность?


ЕСТЬ ЛИ В РОССИИ НРАВСТВЕННОСТЬ?

Если под моралью понимать этические убеждения личности, а под нравственностью этические установки общества, то можно предположить, что мораль у нас есть, а вот нравственность отсутствует.
Не только у меня ощущение острой нехватки нравственности в нашей сегодняшней жизни. Общество становится всё более бессовестным! Если вдуматься, идёт откровенная борьба «за место под солнцем». И всякие увещевания здесь лишние. Там, где главное – деньги, ничего другого и быть не может.
Состояние полного отсутствия нравственности иллюстрируют фильмы, отмеченные призами различных кинофестивалей и премиями. Это и «Эйфория», «Дикое поле», «Все умрут, а я останусь». В этих фильмах показана реальность нашей жизни и отсутствие каких-либо нравственных норм в повседневной жизни.

Нигде честной конкуренции уже давно нет. Только в политике, как это не покажется странным, играют «по-честному», понимая и принимая «законы джунглей» – «кто сильнее, тот и прав»! За всей ложью и ухищрениями скрывается чисто животная борьба за существование.

Не случайно сегодня совсем не говорят о нравственности, – потому что у нас нет общественной нравственности! Людей, которые исполняют «десять заповедей», даже на сайтах религиозной проблематики единицы. Остальные считают себя прагматиками, – это сейчас модно! Но если человек считает себя прагматиком, то совесть для него логически лишняя! В погоне за «чистоганом» совесть – рудимент!

Казалось бы, известно всем: «не судите, да не судимы будете». Но люди словно забыли о тысячелетнем человеческом опыте. А ведь нравственность не выдумка, а горький опыт человеческой истории! Она необходима, потому что способствует выживанию людей. При этом нравственность не должна зависеть от условий, иначе можно оправдать всё что угодно.

Нравственность является либо результатом соглашения людей, либо её источник Божественное откровение.
Человек существо программируемое («социальное животное» по выражению Аристотеля), и потому его надо воспитывать. Опыт «маугли» показал, что если человека не воспитывать, он останется животным. Но по каким канонам воспитывать, и есть ли у нас сейчас такие нравственные каноны?
У нас нет нравственности, потому что нет общественного договора о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Пора бы по примеру детской книжки Маяковского сделать такой «катехизис», или «кодекс» по примеру строителя коммунизма.

Я многих людей просил назвать известные им нормы нравственности, помимо десяти заповедей. Никто не смог. Даже «золотое правило нравственности», которому почти 5 тысяч лет, не могут вспомнить – «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай; чего себе не желаешь, того и другим не делай».

Призывы к нравственности, пусть даже из уст первых лиц, выглядят неубедительными.
Что может консолидировать наше общество, вокруг каких ценностей все могут объединиться? что может объединить меня с Абрамовичем?
В дореволюционной России люди объединялись вокруг заповедей христовых. После революции вокруг идеи построения справедливого общества. А сейчас мы строим несправедливое общество! Человек человеку уже не друг товарищ и брат. Каждый за себя. Побеждает сильнейший. Кто сильнее, тот и прав.
И после революции 1917 года, и после революции 1993 году «вместе с водой выплеснули и ребёнка» – отказались от прежних идеалов и ценностей, а новых на замену не нашли.

Когда не осталось общепринятых этических норм, последняя надежда на церковь как хранительницу нравственных ценностей. Но и к ней есть вопросы: 1\ будет ли вынесена торговля за пределы храма (пусть даже это торговля свечами)? 2\ будет ли вестись богослужение на понятном для прихожан современном русском языке? 3\ будет ли отменена плата за церковные ритуалы (например, за крещение)?

Известный специалист по этике профессор Гусейнов А.А. – ныне директор института философии РАН (я познакомился с ним в 1987 году на «школе молодых ученых» в Тбилиси) на конференции «Дни Петербургской философии – 2007» говорил о необходимости усиления этического регулирования.

Никто уже не скажет сегодня, что «самый правильный поступок – это моральный поступок». Категории «доходности» вытеснили категории «добра».
При социализме мы хотели, чтобы всё можно было купить, но не думали, что для этого нужно научиться продавать, в том числе и совесть.
Сейчас главной ценностью уже является даже не патриотизм, а деньги. Люди предпочитают защищать не Родину, а того, кто больше платит. Пример – наши известные спортсмены и футболисты. И трудно их в этом упрекнуть – таковы законы рыночной экономики. «Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше»!

Кризис показал, что упования на рыночный капитализм призрачны. В условиях капитализма каждый за себя. Бизнесмен заботится прежде всего о себе, а не о рабочих! В то время как государство спасает капитализм, рабочие захватывают заводы (как это сделали рабочие в Херсоне). Всё повторяется. Фактически уже началась национализация. И в октябре 1917 года национализация была вынужденным и единственным решением в ситуации кризиса. То же происходит и сейчас. Всё повторяется по марксистским законам, а не по прихоти властей.

Все эти «кризисы» – для разорения граждан, чтобы отобрать у людей накопленное и заставить работать (почему? – тема отдельной статьи).
Топ-менеджеры просят госпомощи для сохранения рабочих мест, а используют её для выплаты себе бесстыдно огромных премий.
Нравственно ли платить людям пенсию и пособие по безработице, на которое невозможно прожить?
Скажут: да, не справедливо, но экономически целесообразно. Однако смею предположить, что только подлинно справедливый закон может быть экономически эффективным!

Мы строим несправедливое общество, и все это понимают. Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин в статье «Право – для человека» («Российская газета» от 25 ноября 2008 года) признаёт, что нынешний кризис это кризис доверия не только к финансовым институтам, но и к праву вообще, потому что оно позволило довести ситуацию до такой остроты. «На руинах подорванного мирового доверия возобладает звериное право сильного со всеми катастрофическими последствиями».
Да так оно было и есть! Разве вы не видите, что происходит в Ираке, в Афганистане, в Пакистане и в других «горячих точках»?! Кто сильнее, тот и прав. Законы устанавливает победитель!

Юридические законы должны устанавливаться на основе представлений о необходимом и целесообразном, исходя из перспектив развития общества. Но имеем ли мы представление о том, что есть благо для общества, и какое общество мы строим? Знаем ли мы, куда идём? Чего хочет человек? Какие нужны законы: законы братства, любви, взаимовыручки или закон силы, главенства своего брюха?

Сегодняшнее российское общество не является справедливым, а потому и законы не могут быть справедливыми для всех. Законодатели, похоже, забывают, что в основе любого закона должны лежать нормы нравственности, а не политическая или экономическая необходимость. Юридические законы произошли из законов моральных. Если закон не соответствует моральным представлениям, то, несмотря на любые санкции, он саботируется!

Без представления о справедливости и нравственности не может быть и законопослушности!
Но есть ли у нас общественная нравственность?

Законы это кирпичи, из которых строится здание общества, а нравственные нормы как цемент скрепляют индивидов, определяя правила человеческого общежития.
Нравственность базируется на идеалах. А какие у нашего общества сейчас идеалы? Раньше писали программы по коммунистическому воспитанию, а теперь нет никакого воспитания вообще. Но природа не терпит пустоты, которую заполнила порнография.

Есть ли у нашего общества цели и ценности, кроме достижения высокого уровня жизни, который подобен ускользающему горизонту?
Прагматизм стал сегодняшней философией «успеха». Цель оправдывает средства. Когда цель добиться успеха любой ценой, заповеди «не убий», «не укради» никого не смущают.

Показательно, что сейчас нет моральных авторитетов и примеров для подражания, каким был академик Д.С.Лихачёв. Зато есть «звёзды», которые постоянно рекламируют, с кем они спят, во что одеваются, принимают или не принимают наркотики…

Интернет является зеркалом нашего времени, и легко заметить, что в интернет-пространстве наряду с полной свободой полное отсутствие нравственности. Если кому-то что-то или кто-то не понравился, то могут обругать, «забанить», а то и вовсе уничтожить. Только раньше это делали физически, а теперь виртуально. Какой тут спор, какая-то политкорректность и толерантность. Казалось бы, не нравится – не читай. Но нет: раз не нравится, значит это плохо, значит это не должно существовать! Господствует принцип: я с тобой не согласен, и потому ты мне не нравишься, а значит ты не должен существовать!

Нужен ли специальный Закон об охране общественной нравственности по примеру Украины?
Хотя я и юрист, однако, не считаю, что с помощью законов можно урегулировать все сферы жизни общества. Закон не может подменить мораль, когда речь идёт о порядочности, воспитанности и приличии. Человек может поступать по закону, но абсолютно бессовестно!

— Однако не на все случаи жизни можно найти соответствующий закон. Как же поступать в такой ситуации?
— Поступать нужно разумно, в соответствии с нравственностью и справедливостью. Совершенных законов, вообще, не существует.
— Не делай другому того, чего себе не желаешь, не убий, не кради, не прелюбодействуй… — разве это не совершенный закон?
— Божественные законы людьми не соблюдаются. Разве это возможно, соблюдать заповеди?! Нет любви, нет. Её выдумали поэты. Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё... Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Выгодно!
Победит не разум, а грубая сила. В политике всё определяет сила. Не обязательно военная, но обязательно сила.
— А как же мораль?
— Мораль устанавливает тот, чья сила больше. Но публично это не признают, потому что нравственные идеалы необходимы для повседневной жизни простых людей. — Депутат развёл руками. — Люди мыслят примитивно. Они хотят жить в покое. А правда разрушает. Если открыто говорить правду, то народ поднимется на восстание». (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ !

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – www.nikolaykofyrin.narod.ru

Мой видеоролик «Новая Нагорная проповедь» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post95639493/play


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ