НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.08 06:39. Заголовок: Можно ли выжить, прощая врагов своих?


Как человеку, долгое время занимавшемуся изучением причин преступности и отклоняющегося поведения, мне было интересно посмотреть фильм «Новая Земля» – взглянуть на экранизацию известного психологического эксперимента.
Этот фильм напомнил мне повесть Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Оригинальный фильм по неоригинальной проблеме.
Это не антиутопия, это метафора нашего сегодняшнего, вчерашнего и завтрашнего настоящего. Остров с колонистами своего рода модель нашего мироустройства. Война всех против всех!
Сегодняшний мир в отсутствии норм международного права начинает напоминать ситуацию из фильма. Порядок держится на силе. Сильнейший навязывает своё мироустройство, требует подчинения или в противном случае…

Миром правит сила, причём сила недобрая!
Кто должен править миром: сильнейший или мудрейший?
Судя по тому, что происходит в мире, мы тоже вот-вот начнём убивать друг друга как колонисты.
Люди всегда поступают необходимым образом. В условиях дефицита ресурсов война есть естественная борьба за выживание. А в условиях войны жёсткий порядок неизбежная необходимость.
«Золотой миллиард» не хочет делиться своими привилегиями, и будет бороться за сохранение привилегированного положения.
Любое общество, даже самое демократичное, подчиняется природным законам, и в нём тоже присутствует естественная иерархия.
Уже доказано, что социальная иерархия скрыта в коллективном бессознательном, и проявляется она одинаковым образом и в тюрьме, и в армии (дедовщина), и в неформальных объединениях молодёжи (которые я изучал – читай мои статьи в Интернете), - то есть любая социальная организация выстраивается по природной социальной иерархии.
Социальную иерархию можно наблюдать в различных сообществах живых особей, начиная с пчёл и муравьёв, и заканчивая гиенами и львами.
Открытые немецким психологом Карлом Юнгом архетипы проявляется бессознательным образом, выстраивая социальную иерархию. На вершине иерархии стоит «пахан», затем его прислужники, потом «мужики», и внизу «опущенные». В некотором роде это кастовая система, сохраняющаяся в ряде стран.
В фильме хорошо показано, что люди проведшие жизнь в условиях тюрьмы, могут построить только мир-тюрьму.
Сильные всегда эксплуатировали слабых, а умные сильных.
Всех нас ждёт Новая Земля и Новое Небо! Каждому – своё!

Откуда в людях столько жестокости? Отчего одна индивидуальность желает подавлять другую, а один народ эксплуатировать другой? Только из-за того, чтобы доказать свое превосходство? Что это: естественная конкуренция или противоестественное самоуничтожение?

Какова цель показанного в фильме «Новая земля» эксперимента? Доказать, что причина зла кроется в природе людей, а не в социальной дезорганизации общества?
Среда виновата или подлая натура человеческая? – вопрошал Достоевский.
Сам Фёдор Михайлович 7 лет был в аду каторги, и сделал вывод: "Лучше уж гнуться, чем переломиться; согнёшься да выпрямишься, прямее будешь… Но нельзя сидеть сложа руки, иначе окончательно дойдешь до самооправдания, до сознания собственного бессилия перед властью обстоятельств: при чём я, эпоха виновата, время-то, мол, какое! — нероново!.. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей".

Я разделяю позицию о непротивлении злу насилием Льва Толстого, который писал: «Пусть пока вокруг тебя люди злобные и бесчувственные, — найди в себе силы светить светом добра и истины во тьме жизни, и светом своим озари путь и другим… Праведник отходит, а свет его останется. Ты же для целого работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле».

А может быть, с волками жить, по-волчьи выть?
Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их по заповеди Христовой?
А иначе и не выжить!
В фильме «Новая Земля» выживает только тот, кто сохранил любовь в своём сердце – Жилин!

Люди не звери, они хуже зверей. Не один биологический вид не ведёт такой внутривидовой борьбы. Львы не убивают львов, гиены гиен.
Каннибализм тоже неизбежная необходимость, чтобы выжить. Но чего стоит такая жизнь? Выжить любой ценой? Но ради чего?!
В конце фильма один из героев, цепляющийся за жизнь, кончает жизнь самоубийством, прыгая со скалы.
Нет, не может человек быть зверем. Да и среди зверей нет такой самоубийственной вражды.
Выживаемость обеспечивается не за счёт эксплуатации, а за счёт кооперации.
Возможно, единственное, что отличает человека от других живых особей, это Вера!
Человек не может жить без веры во всевидящего и справедливого контролёра – Бога! И потому наряду с ангаром зэки строят церковь. Они хотят верить, что их сверху видят и слышат.
И Ад и Рай – всё это есть на Земле, и создано человеком!
Хочет ли человечество выжить? Похоже, нет. Если только одни за счёт других.
Разве сегодняшний капитализм не есть игра в «последний – мёртвый»?

Источник зла не в природе людей, а в дезорганизации общества.
Тоталитарные государства и жесточайшие диктатуры не результат злой воли отдельных людей. Они являются закономерным для определённой ситуации (например, войны) решением наболевших проблем.

Убийцами не рождаются, ими становятся! И виновато в этом общество!

Были ли фашисты садистами? Нет, отвечают психологи. Те, кто расстреливал в концлагерях сотни людей, дома были примерными семьянинами, любящими мужьями и отцами. Хороший кинематографический пример – фильм «Ночной портье» (режиссёр Лилиана Кавани).
Многочисленные психологические эксперименты доказывают, что при определённых условиях каждый человек может стать злодеем и преступником. В 1961 году американский социопсихолог Стэнли Милгрэм провёл эксперимент, в котором испытуемых вынуждали использовать электрошок для достижения правильного ответа. И даже когда «жертвы» кричали от боли (поддельно), но требовалось получить правильный ответ, испытуемые продолжали причинять своим «жертвам» боль, даже когда эта боль грозила смертью.

Почему окружающая среда заставляет молодых людей защищаться и стрелять в своих преподавателей хорошо показано в фильме «Если» (режиссёр Линдсэй Андерсен за этот фильм получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1968 году, второе место занял фильм «Андрей Рублёв»).

Другой знаменитый эксперимент «Стэнфордская тюрьма», проведённый в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо, доказал, что жёсткие социальные роли заключённых и тюремщиков могут превратить совершенно нормальных людей в садистов и палачей. 24 добровольца разделили на тюремщиков и заключённых, которые должны были выполнять свои роли. Через 6 дней Зимбардо прекратил свой рассчитанный на две недели эксперимент, потому что ситуация вышла из-под контроля – «тюремщики» немотивированно жестоко избивали своих ещё недавних друзей-студентов, которые будучи в роли «заключенных» нарушали правила тюремного распорядка. 30 лет спустя этот случай лег в основу сценария фильма «Эксперимент» немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля.

Социопсихолог из США Сьюзан Фиске из университета Принстона, проанализировав выводы 25 тыс. исследований данного направления сделала вывод: «совершенно нормальные люди могут стать палачами, когда жесткая иерархия и попустительство начальства выключают в их психике механизмы, препятствующие подобному поведению». Хороший иллюстрацией может служить фильм «Апокалипсис сегодня» (1979 год, реж. Френсис Форд Коппола)

А может, не верен идеал, если живут не по нравственному закону, а по закону природному? Значит, права жизнь, а не наши идеальные представления о ней? Но если прав закон природы, тогда почему так укоренены в сознании человечества нравственные заповеди, притом что люди живут по закону выживания и личной выгоды? Откуда этот нравственный закон? Из инстинкта самосохранения или извне? Что есть эти призывы к любви, этот нравственный закон: осознание необходимости выживания или вмешательство Бога? Внешняя необходимость или внутренняя? И если нет правды на земле, возможно, правды нет и выше? Если на Земле таков закон природы, возможно, что и в Космосе царит то же самое, та же борьба?

Среди людей такой же закон, как и среди животных: слабый умирает, сильный выживает, выносливый приспосабливается. Разве не так?
— По каким же тогда законам жить?
— А по закону кровной мести. Люди признают только силу. Кровь за кровь! Справедливо, а главное эффективно. Страх удерживает людей, и только страх, а не какая-то совесть.
— Выходит, надо жить по закону джунглей и жрать друг друга?
— Таков закон природы: каждый сам за себя и выживает сильнейший!
— Ни один биологический вид не ведёт такой внутривидовой борьбы, только человек. В природе генетически заложен видовой альтруизм, когда один жертвует собой ради спасения вида. Для выживания необходим альтруизм! Так и Христос пожертвовал собой ради спасения человечества.
— Значит, надо жить по христовой заповеди, не убивать и любить друг друга? Но ведь если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

— Совесть... это химеры, муки совести – интеллигентская блажь, — продолжал «авторитет». — У дикаря нет совести; он сожрёт тебя и не подавится. Чтобы выжить, есть два пути: либо убивать, либо примириться. Но всё равно побеждает сильнейший! Короче: или жрать другого против своей совести, или быть съеденным самому.
— На мой взгляд, выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный, — возразил Дмитрий. — Приспособиться, и означает примириться, то есть подчиниться природной необходимости, достичь симбиоза, когда все сосуществуют друг с другом, не нарушая равновесия. Убивают ведь не ради убийства, а ради необходимости выжить. А если взглянуть поглубже, то из-за любви. Всё совершается из-за любви. Даже убивают, потому что любят! — себя, жизнь, своих близких, иногда даже жертву. Зло есть та же потребность в любви, только неудовлетворённая». из моего романа-быль "Странник"(мистерия)

Опытом своей жизни, изложенном в романе-быль «Странник»(мистерия), я доказал, что другого выхода, кроме как любить несмотря ни на что, не существует. Иначе не выжить!
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ