НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.07 22:23. Заголовок: ИЗГНАНИЕ СЕБЯ - режиссёра Андрея Звягинцева


Сходил на премьерный показ фильма режиссёра Андрея Звягинцева «Изгнание». Фильм понравился. Очень. Но почему-то не проняло. Почему? Смело могу сказать только одно: Бергман... Тарковский... Звягинцев!
С первых минут фильма и все последующие минуты каждый кадр напоминает мне то Бергмана, то Тарковского. Видимо, режиссёр не устоял перед искушением по-своему повторить всем известные замечательные кадры известных мастеров. Это и дом-корабль («Зеркало», «Ностальгия», «Жертвоприношение», «Солярис»), и прибор для умывания («Солярис», «Жертвоприношение»), и дорога, серо-голубые тона («Сталкер») и дети, мальчик, книга, лошадь («Фанни и Александр», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер»). Даже беседа героев под деревьями очень напоминала сцену из «Жертвоприношение» (и натура похожа). Даже источник (высохший и позже обретший силу) напомнил мне фильм Бергмана «Девичий источник». Вера (Мария Бонневи) не только по причёске очень напомнила Маргариту Терехову («Зеркало»). И даже дождь… Впрочем, может быть, я всё это заметил потому, что люблю фильмы Тарковского и Бергмана?
Но Звягинцев не копирует. Даже известный длинный план по воде из кинофильма «Сталкер» у Звягинцева в «Изгнание» решён по-своему.
Я априори исхожу из того, что режиссёр умнее меня, и я не понял всех его режиссерских задумок. Поэтому прошу простить меня.
С первой минуты просмотра погружаешься в приятную и уже почти позабытую атмосферу томительного напряжения, характерную для фильмов Тарковского. Приятно смотреть фильм, в котором выверен до мельчайшей травинки каждый кадр, где каждый кадр – картина! Где музыка (скорее это звук) очень точно передаёт эмоциональное напряжение, когда слова не главное, где слова не нужны!
Приятно, когда тебя, как зрителя, уважают, предлагаю психологически правдивую мотивацию поведения героев, не пытаясь схалтурить на мелочах. И дети вполне натуральные, и даже актёр, кажется, тяпнул не один стакан, судя по затуманенному взору, прежде чем убедительно сыграть подвыпившего друга. Пусть даже при наличии в доме водопровода герои моют лицо и руки в старинных принадлежностях для умывания. Видимо, традиция такая. Приятно удивила свежая белая рубашка гробовщика. Вот бы и у нас так рыли могилы! Православный батюшка в католическом по виду храме – тоже бывает. И те же известные слова Евангелие (Послание к Коринфянам) заставляют вспомнить фильм «Андрей Рублёв».
Каннские лавры Лаврененко оказались полностью заслуженными. Завидуешь, как, даже в момент колоссального стресса героя, его волосы аккуратно уложены на голове (плюс работе гримёра). Мария Бонневи (Вера) очень хорошо упала от удара мужа, но не слишком убедительно (сила удара не соотносима с силой падения).
Очень понравился Александр Балуев. Вспомнился фильм Кайдановского «Жена керосинщика». Возможно, наконец-то, Балуев избавится от навязшего образа крепкого офицера.
Похоже, что любимый герой Звягинцева, как и Тарковского, это … ДОЖДЬ, и как у Бергмана, главный герой – СМЕРТЬ! Смерть – вот единственная неоспоримая истина. И в прекрасно сфокусированной экзистенциальной ситуации у меня создалось отчётливое ощущение, что МЫ ЖИВЁМ НА ВОЛОСКЕ!
При всём том, приятно, что режиссёр не опустился до назидательной морали и лживой патетики.
Фильм создаёт пространство для размышления, для сочувствия и сопереживания.
Уметь молчать в кадре, по-моему, главная заслуга актёров в этом фильме.
Очень понравился эпизод, когда дети из пазлов собирают картину.
Будильник советской поры «slava» в шведском интерьере, автомашина «волга» (скорая помощь), – всё это должно создать ощущение экзистенциального единства всех землян перед вечными проблемами любви и измены, и в целом, наступление эры интернационального кино.
Возглас мальчика «Почему он сидит здесь? Почему он не сидит у себя дома?!» чуть-чуть выбивается из общей психологической правды, поскольку не показана обоснованность ревности (на фоне любви к матери) мальчика к пусть даже знакомому дяде. У меня была схожая ситуация, но я не осмелился сказать ничего подобного. Впрочем, всё возможно.
Именно благодаря режиссуре из хорошего сценария получился замечательный фильм. Нет ни искусственной затянутости фильма, ни растянутости кадра. Мастерски закрученная интрига держит в напряжении до последнего момента, не отпуская и по окончании фильма. Фильм отличает рельефность сюжета и правдивый психологизм.
Отличный монтаж (время происходящего, герои фильма сменяются в одном кадре без склейки) удерживает сюжетную линию от временного разрыва, создавая целостность восприятия времени и места. Я действительно смотрел КИНО.
В течении всего фильма постоянно ловишь себя на мысли, в какой же стране происходит действие. Фильм «Изгнание» – вне времени и пространства.
Весь просмотр я пытался разгадать смысл названия фильм – «Изгнание». И только вернувшись домой, понял, это – ИЗГНАНИЕ СЕБЯ!
Кто-то после часа просмотра уходил из зала, а я досмотрел с удовольствием. Давно я не получал удовольствия от просмотра фильма, хотя ожидаемого катарсиса, к сожалению, не испытал. Фильм снят ровно, на высокой ноте. Но нет в нём крика, нет той последней «ля», какой была сцена воскрешения Хари в «Солярисе»! Попытка самоубийства Александра была бы мотивирована. И это был бы эмоциональный пик. Но это уже было бы по-русски. А там даже бандиты по-шведски холодные и рассудительные,– без хаоса, без бунта, без надрыва.
В Швеции, как известно, самый высокий в мире уровень самоубийств. Возможно, мне не всё понятно в мотивировке суицидальных попыток и самоубийстве Веры, но главное, что это заставляет думать, сочувствовать, сопереживать.
Нет, не понять нам всех особенностей шведской национальной охоты, как и не понять специфически шведской мотивации самоубийств. Кино в шведских тонах!
Нет, фильм «Изгнание» не про нас, фильм – для шведов. Как и «Эйфория» – фильм не про нас для заграницы.
Да, это фильм не про всех, но ДЛЯ КАЖДОГО!
Всё понравилось, всё! Но не проняло почему-то. Сам не понимаю почему. Может быть, потому, что в фильме больше шведской сдержанности и рассудительности, и нет специфически русской сумасбродности, карамазовщины что ли.
Финал фильма, на мой взгляд, несколько испорчен. Понятно, что не понятно, в какой стране и в какое время происходит действие фильма (вроде как со всяким может такое случиться, проблемы-то общие), но уж если дублировали фильм, то лучше, если для русского зрителя крестьянки пели бы по-русски, а для шведского зрителя – по-шведски.
Я понял, понял наконец, почему фильм мне понравился, но не проняло. Нет в этом фильме русской космичности, метафизики, а есть лишь бергмановский психологизм сытой Швеции, которой наши решения схожих проблем не понять: когда матерятся, дерутся и убивают, а потом каются и слёзы льют, как Дмитрий Карамазов. Нет русского хаоса, этой стихии, а есть лишь холодный рассудок холодной Швеции, где и убивают рассудочно-холодно, как в фильмах Бергмана «Девичий источник» и «Из жизни марионеток».
Долгожданного катарсиса я не пережил. Увы! Последний раз я плакал на фильме «Леон», и, как ни странно, плачу до сих пор, когда смотрю этот фильм. Также как и плачу при сцене воскрешения Хари в фильме Тарковского «Солярис».
И хотя у меня не возникло желания сразу после просмотра фильма «Изгнание» пойти на следующий сеанс, чтобы посмотреть вторично, как это было с фильмом «Леон», но обязательно куплю DVD и буду смотреть этот фильм ещё, и ещё, и ещё.

Я счастлив, что Тарковский не умер!!!

P.S. Я сделал то, что хотел сделать ещё пять лет назад, когда посмотрел «Возвращение» – передал Андрею Звягинцеву роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» (исследование о Смерти, о Тайне, о Любви на сайте http://www.newruslit.nm.ru ) Он спросил: «это сценарий?» Я мотнул головой.

PP.S. После фильма меня остановили двое ребят и долго благодарили за фильм, который я снял им этим летом.

PP.SS. Андрей Звягинцев в своём выступлении сказал, что в Петербурге его принимают теплее, чем в Стокгольме. Но лично меня Стокгольм принимал тепло. Смотри мой видеоролик «I love Stockholm».
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post52418267/play


Просматривая на DVD, разумеется, имел возможность рассмотреть в подробностях. И вот какие новые впечатления у меня от просмотренного фильма «Изгнание». В целом фильм хороший, качественный, добротно сделанный. Но не хватает режиссёру сильной идеи, которую он мог бы воплотить на экране. А потенциал у Андрея Звягинцева есть, и весьма большой.
В целом, у меня ощущение, что фильм несколько затянут, что можно было бы некоторые кадры подсократить на 2-3 секунды безболезненно для фильма в целом.
Кадры настолько безукоризненно построены, что возникает ощущение картины, то есть некоторой искусственности. Картинка избыточно красива! Безукоризненность построенного кадра создаёт ощущение его нереальности. Мне кажется, почти отсутствие массовки привело к обезжизненности кадра. В целом, за работу оператора Михаила Кричмана 5+ !
Есть, конечно, и вопросы. Например, когда Алекс выливает почти весь спирт из бутыли для того, чтобы продезинфицировать скальпель, а потом даёт бутыль Марку, бутыль уже наполнена наполовину.
Когда Кирк спрашивает отца о пересохшем ручье, он фактически указывает на родник. Да откуда взяться ручью на холме, это может быть только родник, судя по металлическому желобу.
Зачем эти фокусы с перебежками Алекса за камерой?
Мне кажется, на горе строят храм, а кладбище (по понятным причинам) в низине.
Падение Веры несоразмерно силе удара Александра.
Разговор детей изредка напоминает речь взрослых.
Постановка света мне нравится, она очень многое подчёркивает в кадре, особенно в отсутствии слов.
Музыка мне очень понравилась: скупая, но очень выразительная!
В целом фильм мне понравился. Хотя и не вызвал катарсиса, но зацепил!
Хочется надеяться, что Андрей Звягинцев найдёт для своего следующего фильма такой сценарий, который позволит ему реализовать весь его огромный потенциал!




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ