НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 23:00. Заголовок: Деревенская проза и русская идея


Дискуссионный клуб
"Современность сквозь призму литературы"
Дискуссия на тему: «Деревенская проза и русская идея» (к 75 - летию В.И. Белова)

В дискуссии участвуют филологи, философы, преподаватели, литераторы:

проф., д.ф.н. А.О. Большев, проф., д.ф.н. В.И. Коньков, проф., д.ф.н. А.Л. Казин, доц., к.ф.н. А.К Секацкий и другие.

4 декабря, вторник, 17:30 Филологический факультет СПбГУ

Кинозал (во дворе направо)
Университетская наб., д. 11
Приглашаются все заинтересованные лица
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Куратор и ведущий:

Медведев Георгий Павлович

д.тел.: 776-80-90

e-mail: geormed@GM11635.spb.edu


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.07 09:54. Заголовок: Деревенская проза и «русская идея»


Состоялось очередное заседание Дискуссионного клуба «Современность сквозь призму литературы» филологического факультета СПбГУ на тему «Деревенская проза» и «русская идея», посвящённое 75-летию писателя Василия Белова.

В дискуссии принимали участие филологи, философы, социологи и даже математики.
Основные идеи выступающих можно свести к следующему:

1\ «Деревенская проза» - название условное. Это традиционалистская форма, как светская форма православия.

2\ Во время чтения этой литературы («деревенской прозы») происходит переживание написанного, и во время этого переживания становишься человеком!

3\ Русская философия, русское искусство, русская литература – это одно и то же.

4\ Правда – центральная категория русского сознания, которая избегает формулировки.

5\ Русская жизнь делит мир не на три мира, как это в западном мировосприятии (верхний – Божественный, затем нижний, и средний – человеческий, гуманистический) в России только два мира – Божественный и нижний. Отсюда из-за соприкосновения этих двух миров постоянно «искрит» в нашей истории и в нашей действительности.

6\ Варварство во всём мире наступает. И отпор может дать только культура.

7\ «Русская идея» - это те смысловые энергии, которыми мы живём.


Кофырин Н.В. - Русская идея, как и любая другая идея, является проявлением жизненной необходимости, с одной стороны, и представлением о бессмертии, с другой стороны.
С точки зрения проявления жизненной необходимости, русская идея сформирована всей историей русского народа, в котором одно из главных было выживание русской нации и обретение её целостности как народа. Отсюда и одно из положений русской идеи о том, что индивидуальное спасение невозможно, спастись можно только вместе.
Тогда как в европейской культуре ценность индивидуальности превалирует над ценностью общности и государства, проявлением азиатской принадлежности русской нации является превалирование ценности общности над ценностью индивидуальности. Отсюда второе положение «русской идеи» о необходимом самопожертвовании личности ради светлого будущего всего народа.
Третья составляющая «русской идеи» состоит в ожидания пришествия царства Божия и построения справедливого общества на земле.
Русскому мировоззрению было характерно сомнение относительно богатства, основательного устройства жизни и быта, а земная жизнь представлялась как путь странничества и бегства от мира.
Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти (бессмертии). То или иное представление о смерти формирует определённый тип культуры. Жизнь напрямую связана с бессмертием.
Представление о смерти, о послесмертии и существовании жизни после смерти, о формах этого существования оказывают пусть не напрямую, но воздействие на существование земное. Является ли земная жизнь самоцелью, либо лишь приуготовлением к переходу в вечное существование? В таком подходе находит объяснение и оправдание земные страдания, – они нужны ради совершенствования души для перехода в вечное существование. Нужно ли копить блага земные, отдавая все силы души и тела участию в обществе потребления, или ограничиться в материальном потреблении, чтобы посвятить все свои силы совершенствованию души?
Если жизнь после смерти есть, то следует выбирать путь совершенствия души. Если же не верить в бессмертие души, то и заботиться о ней нечего. Общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие. Таким образом, налицо противоречие между обществом потребления и духовностью общества.
Если западное (католическое и протестантское) мировоззрение предполагает наличие «чистилища», а значит, возможности спасения через совершение «добрых дел», а материальное преуспевание рассматривается как проявление благодати Божией, то в нашем мировоззрении спасение души достигается бегством от мира, неучастием в делах общества и государства, сомнением в благости богатства. Никогда в русском мировоззрении богатство не было проявлением благодати, скорее наоборот.
В сегодняшнем диалоге культур актуальным, на мой взгляд, является лишь положение русской идеи о том, что спастись можно только вместе.

Желающие прослушать аудиозапись дискуссии, могут скачать аудиофайл в формате dvf по указанной ссылке для скачивания
http://depositfiles.com/files/2598410



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ