ТАТЬЯНА ГОРИЧЕВА – О РОССИИ, О ЗАПАДЕ И О ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Был приглашён и участвовал в очередном заседании дискуссионного клуба «Современность сквозь призму литературы» (ведущий Георгий Медведев) на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
С докладом выступала Татьяна Горичева – писатель, философ, религиозный деятель, активный участник женского движения. Татьяна Горичева, безусловно, выдающийся человек. Её биографии могут позавидовать многие.
Мы познакомились, когда семь лет назад она выступала в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета, в котором я когда-то работал. Тогда же я подарил ей свой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Обсуждение доклада было бурным.
Среди прочих особенно запомнилось выступление философа Александра Секацкого. Он, в частности, сказал, что «сейчас не хватает именно неистовства господня. Оно является величайшим дефицитом христианства и православия. Именно оно и ожидается как возможная сила обновления. Есть смутное подозрение, что христианству ещё предстоит вернуться в катакомбы, чтобы там получить свою силу. Видимо, обновление будет настолько радикальным, поскольку храмы пустуют. Не хватает именно этого неистовства. Сейчас больше всего нужды люди, подобные Жанне д`Арк. Мы уже не можем не ощущать этот перелом, что уже не кроткий старец Зосима и не всепрощающий князь Мышкин, а именно человек, который буквально понимает слова, что не мир я принёс вам, но меч; скорее всего он больше всего и нужен. Это не значит, что меняется сама вера, но меняются параметры востребованности».
Суть моего выступления можно свести к следующему.
Я крещён в православной церкви, люблю нашу мать-церковь, я вырос в ней.
Но не могу не признать: беда нашей православной церкви в том, что она ждёт, когда человек придёт к ней, тогда как другие церкви сами идут к человеку.
Недавно мне посчастливилось совершить паломничество по Святой Земле. На мой взгляд, русская православная церковь в своём присутствии на Святой Земле уступает другим христианским конфессиям.
Мои впечатления о паломничестве по Святой Земле с видеозарисовками на православном сайте Андрея Кураева(!) все удаляются без объяснения причин! Выходит, если ты совершил паломничество не с православным батюшкой и не по путёвки православного туристического центра, то это и не православное паломничество вовсе?
Достоевский в своей «Легенде о великом инквизиторе» был пророчески прав!
Складывается впечатление, что наша церковь весьма невосприимчива к критике и даже порой очень нетерпима.
Часто приходится слышать: если ты хочешь понять, значит ты не веришь; если ты критикуешь, значит ты нехристь.
Но ведь вера не исключает понимания!
И только любящий мать-церковь будет стараться её улучшить.
Или не надо пытаться исправить совершенное?
Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт.
Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя атрибутика нашей церкви, пышность богослужений, золото облачений. Иногда кажется, пышность богослужений отвлекает от сосредоточенной духовной работы в себе.
Предложения, что торговлю (пусть даже свечами) нужно вынести за пределы храма, не замечаются.
Я лично считаю, что церковь не должна заниматься социальными программами, – это дело государства, тем более, оно у нас, по Конституции, светское.
Если церковь будет заниматься своим непосредственным делом – наставлять людей пути к Богу – этого более чем достаточно, поскольку никто другой этим не занимается.
Надо признать, что многие вопросы деятельности церкви являются вопросами не столько религиозными, сколько политическими. Например, решение князя Владимира о крещении Руси было, как известно, политическим решением присоединения к наиболее развитой тогда Византийской империи.
Кажется нелепым, когда люди, верующие в Христа, враждуют между собой, забывая о любви, исповедуемой Иисусом Христом.
Однако, несмотря на все недостатки, надо признать, что никакой другой силы, призывающей к добру и помогающей людям творить любовь, кроме церкви, в нынешней России нет!
По окончании встречи ко мне подошла одна из участниц дискуссии и сказала, что полностью согласна с моими тезисами. Уже на набережной Невы меня догнал один из участников, и поделился, что разделяет высказанные мной положения.
— Для многих вера превращается в ритуал, как и посещение храма. Но если нет веры в душе, то все ритуальные действия никакого смысла не имеют. Из тех, кто ходит в церковь, возможно, только один процент действительно верят. А все эти свечки, крашеные яйца, да куличи — только символы. Вот я учёный-астрофизик, но это не значит, что я атеист, — напротив! Я верю в то, что все наши действия контролируются единым началом. Человек, занимающийся наукой, не менее достойный, чем занимающийся верой. Есть вера религиозная, и есть вера философская. Необходима трансформация религии посредством перехода от догматизма к творчеству, возврат к первоначальной вере и очищение от всего того, что встало между богом и человеком. А слепое принятие религиозных догм, не понимая их и не стараясь понять, может затормозить процесс, потому что этим могут воспользоваться те представители церкви, которые, как мне часто приходилось убеждаться, сами ни во что не верят…» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
http://www.newruslit.nm.ru Желающие посмотреть мою видеозапись выступления Татьяны Горичевой, могут это сделать по ссылке
http://smotri.com/video/view/?id=v787138cc8f Желающие полностью прослушать дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания:
http://files.mail.ru/2YW51W Чтобы прослушать в формате MP3, нужно переконвертировать файл. Конвертер здесь:
http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe © Николай Кофырин – Новая Русская Литература