НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АвторСообщение
администратор


ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.09 13:06. Заголовок: ТАРАС БУЛЬБА - русский патриот или украинский?


ТАРАС БУЛЬБА – РУССКИЙ ПАТРИОТ ИЛИ УКРАИНСКИЙ?

Фильму «Тарас Бульба» можно поставить твёрдую пятёрку, хотя и без плюса. Заказ на патриотический фильм стоимостью 516 миллионов рублей выполнен на 200%.
700 человек массовки вяло, но сделали своё дело. Я по собственному опыту участия в съёмках американского фильма «Анна Каренина» знаю, как трудно работать с массовкой.
Вот только остаётся вопрос: Тарас Бульба патриот русский или украинский?

Как известно, все свои произведения Гоголь писал на русском языке, и потому ныне в Украине его произведения изучаются как иностранная литература. Гоголь теперь это русский писатель украинского происхождения.

Приватизировать «Тараса Бульбу» пытались многие. Если в России фильм питерского режиссёра украинского происхождения Владимира Бортко это первая экранизация, то на западе экранизаций было много. Пожалуй, самая известная – американский фильм 1962 года режиссера Джей Ли Томпсон с Тони Кертисом и Юлом Бриннер в главных ролях.

Гоголь оставил массу вопросов, которые ныне пытаются разрешить политики и деятели культуры.
Очевидно, что Тарас Бульба живёт на территории Украйны, называя её русской землёй.
Лично я не разделяю русских и украинцев, – для меня это один народ!
Нынешние политики, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй», не хотят признавать Украину землёй русской. Кому-то очень хочется поссорить братские славянские народы и заставить их воевать друг с другом, как это было в Югославии. Они нашими смертями прокладывают себе дорогу к власти!

Как и четыре века назад, многие считают Московию и Украйну почти уже находящимися в Азии. Как пишет Гоголь: «появление иностранных графов и баронов было в Польше довольно обыкновенно: они часто были завлекаемы единственно любопытством посмотреть этот почти полуазиатский угол Европы: Московию и Украйну они почитали уже находящимися в Азии».

Для многих сегодня, как и для еврея Янкеля, «где хорошо, там и родина».
- И ты не убил тут же на месте его, чертова сына? - вскрикнул Бульба.
- За что же убить? Он перешел по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешел.

Лично мне в фильме понравилась польская актриса Магдалена Мельцаж, исполняющая роль панночки Эльжбеты. А вот Игорь Петренко, на мой взгляд, не смог сыграть любовную страсть к польской красавице, которая и побудила его отказаться от отчизны. Возможно, потому, что не хотел играть предателя.
Андрий говорит: «кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

Сегодня уже не существует проблемы выбора между любовью к женщине и любовью к родине – все выбирают женщину!

Для меня фильм «Тарас Бульба» это фильм о ЛЮБВИ и о СМЕРТИ. Но я его воспринял и как ОТПОВЕДЬ ВОЙНЕ!
Для Тараса Бульбы война это образ жизни.
- А вы, хлопцы! - продолжал он, оборотившись к своим, - кто из вас хочет умирать своею смертью - не по запечьям и бабьим лежанкам, не пьяными под забором у шинка, подобно всякой падали, а честной, козацкой смертью - всем на одной постеле, как жених с невестою?»

Тарас Бульба предлагает воевать с ляхами за веру христианскую, забыв, что ляхи тоже христиане, пусть даже и католики.
- Итак, выпьем товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами!

Но ведь Христос учил любить врагов своих, а не убивать их!
А сколько погибло в результате религиозных войн за веру христианскую?!
И ведь враги-поляки тоже христиане!

«Такие-то были козаки, захотевшие остаться и отмстить ляхам за верных товарищей и Христову веру! Старый козак Бовдюг захотел также остаться с ними, сказавши: "Теперь не такие мои лета, чтобы гоняться за татарами, а тут есть место, где опочить доброю козацкою смертью. Давно уже просил я у бога, чтобы если придется кончать жизнь, то чтобы кончить ее на войне за святое и христианское дело. Так оно и случилось. Славнейшей кончины уже не будет в другом месте для старого козака".

Козаки в глазах панов просто сборище бандитов, набегающих погулять-пограбить.
"Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».
Но даже польское правительство увидело, что «поступки Тараса были побольше, чем обыкновенное разбойничество».

После просмотра фильма «Тарас Бульба» я вышел с приятным чувством, что у нас ещё всё-таки не разучились делать хорошее кино. И я советую всем посмотреть этот фильм режиссёра Владимира Бортко, который, безусловно, станет классикой кинематографа, также как «Идиот» и «Мастер и Маргарита».

Успех фильма, как всегда, обеспечил подбор актёров, который у Владимира Бортко безошибочен.
Вот только в музыке я почувствовал несоответствие: минорные и мажорные тона не соответствуют характеру кадра. Автор музыки к фильму композитор Игорь Корнелюк так это объясняет: «Владимир Бортко грубо перенес фрагменты написанные для одной сцены, в другую часть фильма. Условно говоря, музыка, которая символизировала у меня красное, стала зеленой, и наоборот».

Конечно, в каждом фильме не без огрехов (вроде начищенного сапога и блестящего стремени в поле во время битвы). Слова умирающих козаков слишком продолжительны и патетичны для раненого и истекающего кровью. Здесь явная передержка, как и в сцене сожжения Тараса Бульбы.
Кажется, Владимир Бортко не устоял перед искушением сделать фильм покровавее, чем «Храброе сердце» Мэла Гибсона. Показ колотых и резаных ран явно превышает необходимость, также как и количество крови в фильме «Страсти Христовы».
Невольно вспомнился фильм «Андрей Рублёв» Тарковского, где нет такой патетики, таких продолжительных батальных сцен и такого обилия крови, но патриотизма почему-то больше.

Лев Толстой говорил, что патриотизм это прибежище для подлецов.
Я считаю, что патриотизм это любовь к тому, где ты родился и вырос.

«Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»

А почему?
Потому что «русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство.
Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие. Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи.
И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь ее отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь.
Быть может, судьба России в том, чтобы страдать за все человечество, освобождая народы от засилья зла на земле. Жить в России — значит нести ответственность за судьбы мира. Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода, они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды.
Россия спасется духовностью, чем удивит мир; спасет и его и себя!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

Нацизм – это ненависть к чужим, а национализм это любовь к своим.
Никакая борьба за веру не может служить оправданием убийству.
Никакой патриотизм не может служить оправданием войне!

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НА ГЛАВНУЮ